Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Общие рекомендации по работе с родителями

 

 Перечень полезной литературы по организации работы с родителями

 

1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями: методич. пособие / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 102 с.

2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88–94.

3. Бич, Т. Наш добрый, ласковый дом: партнёрские взаимоотношения детского сада и семьи в интересах ребёнка / Т. Бич, З. Бебко // Пралеска. – 2010. – № 3. – С. 16-19.

4. Бортновская, И. А.Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка: заседание педагогического совета / И. А. Бортновская // Выхаванне і дадатковая адукацыя. Серыя, У дапамогу педагогу. – 2017. – № 8. – С. 9–13.

5. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей / Н. М. Бутырина. – М.: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2009. – 177 с.

6. Волкова, И. А. Социально-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в решении задач нравственного воспитания старших дошкольников / И. А. Волкова, Т. Г. Гоч, Л. М. Бойко // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 20–22.

7. Гладкова, Ю. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнерство / Ю. Гладкова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 44–52.

8. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи / А. А. Гуз. – М.: Белый ветер, 2013. – 192 с.

9. Давыдов,а О. И. Проекты в работе с семьей: методич. пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 114 с.

10. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.

11. Детский сад и семья /под ред. Т. М. Марковой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с.

12. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. – М.: Учитель, 2010. – 111 с.

13. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое пособие / Т. Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2011. – 100 с.

14. Зверева, О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников / О. Л. Зверева, И. А. Ерохина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. – № 2. – С. 92–98. 

15. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 128 с.


  

 

Как поэтапно выстроить работу с родителями воспитанников?

Взаимодействие родителей и воспитателей будет продуктивным, если соблюдать следующие этапы.

Этап 1. Знакомство с родителями.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе. Он должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть непродуманным вопросом, привлечь к сотрудничеству.

Этап 2. Познание особенностей ребенка.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Он передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка – в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом. На данном этапе важно подчеркивать его индивидуальность, неповторимость.

Этап 3. Выработка единых с родителями требований к воспитанию ребенка.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель дошкольного образования побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. Воспитателю важно терпеливо выслушать взгляды родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Он не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Этап 4. Уточнение методов воспитания ребенка.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.


Некоторые общие советы о том, как говорить с родителями о ребенке

В общении с родителями необходимо следовать нескольким простым правилам:

1. Вы даете только полное безоценочное описание того, что происходит, не нужно выражать свою критику и негативное отношение.

2. Вы точно знаете, сколько времени вы можете потратить на беседу с родителями, и заранее предупреждаете: «У нас с вами 10, 15, 30 минут или ровно час для разговора». По истечении этого времени вы заканчиваете беседу.

3. У вас есть точное представление о границах вашей компетенции в общении с родителями, т.е. о том, в каких случаях (о чем) вы можете говорить с родителями, а в каких просите их обратиться к кому-то из руководителей детского сада. К такой категории относятся все случаи конфликтов, чрезвычайных происшествий, травм и т.п.


Как правильно сообщить родителям негативную информацию о ребенке?

Способ первый. Способ «сэндвича».

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

 

Способ второй. Речь, располагающая к сотрудничеству.

Чтобы нацелить родителей на сотрудничество с воспитателем, можно использовать такие речевые штампы:

1) Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования, например: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...»

2) Желательно озадачить родителя своим наблюдением, например: «Вы не замечали, что в последнее время ... Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (вместо того, чтобы говорить: «Саша постоянно …, сегодня он снова ...)

3) Выразить свою тревогу, подчеркнуть свою обеспокоенность состоянием ребенка и его поведением, например: «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»)

4) Совет формулировать в виде вопроса, например: «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить …?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы), вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»)

5) Предложить свою помощь, которая основана на общих действиях воспитателя и родителей, например: «Давайте вместе попробуем поступить ... (так или так)», «Давайте вместе подумаем, как ...», «Мы с вами могли бы помочь Саше ... (здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями), «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы).

 

Способ третий. Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

 

Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения воспитатель встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

– Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

– Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

– Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.


 

Каких ошибок важно избегать при общении с родителями воспитанников?

 

1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2. Не поучайте. Не подсказывайте решения. Нельзя навязывать родителю свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания – «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся образовательного процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

 


 

Как показать родителю, что вы его хорошо понимаете и слушаете?

При слушании родителя следует придерживаться следующих правил:

1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.

2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник.

3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас».

В общении с родителями помогают следующие приемы:

Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете...», «У меня такое ощущение, что вы чем-то...», «Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.

Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас...» и т.д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают родителя, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова.

Прием перефразирования — повторение мысли родителя своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то...», «Другими словами, вы считаете...» и т.п.

Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное...», «Итак, вы предлагаете...», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что...», «Если теперь подытожить сказанное вами...»

 


 

Какие можно использовать творческие проекты для организации работы с родителями воспитанников? (по всем направлениям развития ребенка)

В работе с семьей можно использовать разные творческие проекты, например:

  • Подготовка семейного календаря на следующий год. Родителям предлагают изготовить календарь (настенный, отрывной, настольный) на любую тему. Можно предложить родителям подготовить вместе с детьми календари с семейными праздниками и традициями, тематические календари (на тему, которая нравится ребенку).
  • Изготовление собственной книги. Как правило, дети предлагают родителям название своей книжки, родители придумывают макет и содержание, над дизайном работают вместе.
  • Подготовка книги о самом ребенке («Книга обо мне»). В эту книгу могут входить разные рубрики: мои достижения, как я расту, мои хобби, мероприятия, в которых я участвовал, мои мечты, кем я хочу стать в будущем и т.д. Каждая рубрика содержит фотографии, детские рисунки, необходимые записи, подклеенные билеты от путешествия или похода в музей, театр или цирк, программы просмотренных представлений и другие артефакты деятельности ребенка и полученных им впечатлений от какого-то события.

 

Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать с целью их просвещения по вопросам воспитания детей?

  • Проведение родительских собраний в форматах «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.
  • Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Примерные рубрики журнала: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.
  • Вечера вопросов и ответов. Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
  • Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь также могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы и опускать их в специальный ящик – «Шкатулку вопросов и проблем» или «Ящик идей и предложений». В эту коробку родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
  • Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  • Папки-ширмы, папки-передвижки, информационные листы, брошюры, стенгазеты и другие наглядно-информационные формы, которые формируются по тематическому принципу. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
  • Семейный клуб – это объединение людей по интересам на добровольных началах. Семейный клуб – это коллектив родителей и детей, у которых есть общие интересы и желание общаться. Добровольность объединения семей в клуб определяет состав группы, в деятельности которой участвуют все желающие, заинтересованные в обсуждении и решении актуальных проблем, организации совместной деятельности.
  • «Родительский университет» – своеобразная школа для родителей, проводимая педагогическими работниками учреждения дошкольного образования. Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: «общесадовском», внутригрупповом, индивидуально-семейном. В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций), кафедры, соответствующие направлениям развития ребенка.

Раздзелы сайта