Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении образования организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229), перечней оборудования для учреждений образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50), перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75), перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе с ОПФР, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории учреждения образования, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Допускается применение в образовательном процессе физкультурно-спортивного и игрового оборудования на территории учреждения образования, спортивного инвентаря, по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствующего возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов. Оборудование и инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

При организации различных видов детской деятельности, в том числе познавательной, игровой и трудовой, важно обеспечить воспитанников инвентарем и игровым оборудованием, которые должны находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку согласно времени года и возрасту обучающихся.

В образовательном процессе необходимо использовать исправные и безопасные средства обучения и воспитания (например, ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на участке с прочным креплением рукояток и др.) с учетом возраста воспитанников.

При организации развивающей предметно-пространственной среды не менее важны эргономичность и полифункциональность используемых материалов, возможность обеспечения свободного использования таких материалов воспитанниками.

Разнообразие материалов, их структура, размещение и использование в помещениях и на территории учреждения образования помогут вызвать у ребенка положительные эмоции, обеспечат возможность его участия как в совместной с воспитанниками коллективной, так и в индивидуальной самостоятельной деятельности.

Гибкость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается за счет:

наличия в каждой возрастной группе учреждения образования, а также на его территории оптимально организованных мест для разных видов детской деятельности, моделирования, уединения, иных целей с использованием разнообразных средств обучения, игрового и спортивного оборудования (инвентаря), обеспечивающих их свободный выбор воспитанниками, в том числе с ОПФР;

периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей, их самостоятельную двигательную деятельность.

Трансформируемость и содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от организуемой педагогическим работником деятельности с воспитанниками с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, тематики проводимых мероприятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Для воспитанников с ОПФР при создании развивающей предметно-пространственной среды дополнительно необходимо обеспечивать визуализацию распорядка дня обучающихся, пространственных зон учреждения образования, минимизацию количества раздражителей и барьеров в помещении, коррекционную направленность педагогических мероприятий с воспитанниками, в том числе средствами адаптивной физической культуры.

Организация образовательного пространства (в здании учреждения образования и на его участке) и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

возможность осуществления разных видов детской деятельности (предметной, познавательной практической, общения, игровой, трудовой и художественной);

двигательную активность и эмоциональное благополучие воспитанников;

возможность самовыражения детей.

При этом для каждого воспитанника, в том числе с ОПФР, инвалидностью, должна быть обеспечена психологическая комфортность и доступность всех помещений, участков (площадок) территории учреждения образования; всех средств обучения, игрового, спортивного оборудования (инвентаря), материалов, учебных изданий и др., обеспечивающих активное участие детей во всех видах детской деятельности.

В целях обеспечения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при организации разных видов детской деятельности необходимо предусмотреть надежность и безопасность использования всех элементов развивающей предметно-пространственной среды, соответствие их возрастным и психофизическим особенностям воспитанников. Обращаем внимание, что в образовательном процессе не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, вызывают интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, формируют пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребенка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;

могут привести к появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

Учредители и руководители учреждений образования должны обеспечивать на постоянной основе обновление и развитие материально-технической базы учреждений образования. С этой целью в 2023/2024 учебном году необходимо продолжить:

реализацию в полном объеме территориальных планов мероприятий по модернизации учреждений дошкольного образования на 2021–2025 годы для наполнения развивающей предметно-пространственной среды необходимым современным оборудованием (надворным и иным), средствами обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья и познавательных возможностей;

проведение мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в учреждениях образования с учетом комплексного подхода. При создании доступной среды следует руководствоваться Правилами обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796, специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее – ССЭТ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (приложение 3), строительными нормами СН 3.02.12-2020 «Среда обитания для физически ослабленных лиц», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13 ноября 2020 г. № 6.

Обращаем внимание, что показатель «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для лиц с инвалидностью с учетом комплексного подхода» является одним из критериев и показателей деятельности учреждений образования, органов управления образованием, утвержденных приказом Министра образования Республики Беларусь от 25 мая 2022 г. № 370.

Разделы сайта