Управление по образованию
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»
ЦИКЛ БЕСЕД ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Материалы подготовлены
заместителем заведующего по ОД Рубитель Е.П.
с использованием учебной программы
дошкольного образования 2022г.
и ресурсов сети интернет
БЕСЕДА № 1
ЗАЩИТА ДЕТСТВА
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах и защите детей. В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия - щит, под которым богатырь чувствовал себя защищенным. Люди начали говорить: как за щитом, то есть под защитой. У детей самые близкие и любимые нами люди — мама, папа, бабушка, дедушка, друзья — становятся нашим щитом в трудную минуту. Нас от беды укроет мама. Все зло на свете победит. Ее ребенок лучший самый. Всегда нас мама защитит. Ты — ребенок. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые вы так любите играть. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже сделаны их руками. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы вы не болели. Когда вы вырастете, вы тоже станете взрослыми. И наш мир перейдет в ваши пока маленькие, но в будущем надежные руки.
Для каждого ребенка его мама самая красивая, нежная, ласковая. Мама укрывает вас одеялом на ночь, поет песенку. Она готовит для вас вкусные обеды, она всегда знает, что вы любите больше всего на свете. У папы сильные руки, они всегда помогут вам, поддержат вас. А какая у вас бабушка, сколько сказок она знает! А как здорово с дедушкой сидеть на крыльце и смотреть на скворечник, сделанный своими руками! Ребенок чувствует себя защищенным рядом со своими родными.
Расскажите о своих родных.
БЕСЕДА № 2
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Предварительная работа: Перед беседой с детьми о гражданственности необходимо провести предварительную работу ознакомить детей с флагом Беларуси, иметь под рукой карту мира, показать на ней контуры своей страны и других стран, помочь ребенку найти свою страну на карте, регион, город; показать границу, которая охраняется пограничниками.
Имеет каждый право на гражданство,
Не важно, чья ты дочь и чей ты сын.
Имеет в стране и равенство, и братство,
И каждый человек здесь гражданин!
Сегодня ребята мы с вами познакомимся с понятием гражданственность. Беларусь — ваша Родина. Вы — граждане Беларуси, жители Заславля. У каждой страны есть свой флаг, есть он и у Беларуси. Беларусь — страна, которая находится в Европе. Если вы посмотрите на карту, то увидите, как много места она занимает. Ее границы надежно защищают пограничники. В Беларуси много прекрасных городов и рек. Беларусь – страна лесов, озер и болот, ее называют синеокой. Город Заславль, где мы живем, очень древний, ему более 1000 лет! Жители Заславля много трудятся над тем, чтобы сделать жизнь всех людей, не только в Заславле, но и во всей Беларуси, счастливой и интересной. Когда подрастете, тоже можете защищать границы Беларуси, можете выращивать хлеб, печь булочки, работать с детьми в детском саду. Любите свою Родину так же, как любите дом, в котором живете. Беларусь — тоже ваш дом.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - качество, свойство поведения человека, гражданина, которое означает его готовность и способность принимать активное участие в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
БЕСЕДА № 3
«ТВОИ ПРАВА»
Ребята, а вы знаете, что каждый ребенок имеет права? Сегодня я хочу познакомить вас с ними.
Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
Ни один ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
Каждый ребенок имеет право на жилище, питание и развлечения.
Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статья 24)
Ребенок имеет право на бесплатное среднее образование и уважительное отношение к нему учителей (статья 28)
Государство должно обеспечивать право ребенка младше 15 лет не участвовать в военных действиях (статья 38)
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
Каждый ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны (ст. 16)
Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения (статья 19)
Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать (статья 12)
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие (статья 6)
Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей (статья 13)
Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15)
Ребенок имеет право на творчество, отдых, занятие спортом и искусством (статья 31)
Управление по образованию
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО»
(разделы «Познание социума», «Самопознание»)
С ВОСПИТАННИКАМИ 5 - 6 ЛЕТ
Материалы подготовлены
заместителем заведующего по ОД Рубитель Е.П.
с использованием учебной программы дошкольного образования 2022г.
и ресурсов сети интернет
Образовательная область: «Ребёнок и общество».
Возрастная направленность: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Право на жизнь без насилия»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений различных жизненных и игровых ситуациях.
Программные задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство детей с «Конвенцией о правах ребёнка»;
- в игровой форме вспомнить содержание уже изученных статей;
- формировать понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;
развивающие:
- развивать социальные и познавательные мотивы;
воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к сверстникам и своим близким, учить понимать их чувства;
- закрепить в игре нормы культуры поведения.
Материал и оборудование: макет «Конвенции о правах ребёнка», символы знакомых детям прав, иллюстрации к сказкам, иллюстрации к игре «Хорошоплохо».
Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, заучивание стихов, беседы на этические темы.
Методы и приемы:
наглядный: рассматривание картинок, предметов, иллюстраций
практический: показ, упражнения, выполнение определённых обследовательских действий.
игровой: использование дидактических игр, выполнение игровых действий.
Вводная часть:
Воспитатель:
У нас сегодня встреча не простая.
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страничку первую откроем -
Увидите вы сказочных героев.
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идёт молва,
Хоть вы малы, есть и у вас права!
Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много всего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение.
Ход занятия:
Воспитатель: Вам нужно узнать сказку и объяснить, какое право в ней нарушено. Символы, которые обозначают права, помогут вам в игре.
Воспитатель: В стране сказок кому-то живётся хорошо и счастливо, а кому-то грустно и плохо. Так бывает и в жизни. Но люди создали специальный документ, который рассказывает детям, какие у них есть права. Как называется этот документ?
Дети: Он называется «Конвенция о правах ребёнка».
Воспитатель: Зачем детям нужны права?
Дети: Чтобы счастливо жить, чтобы детей не обижали, не били, не оскорбляли, не унижали. Чтобы дети жили дружно, не ссорились, не дрались, не обзывались.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, приложите руку к своему сердцу. Слышите, как оно бьётся? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! Благодаря кому вы появились на свет?
Дети: Благодаря маме и папе.
Воспитатель: Жизнь, семья, здоровье- это самое дорогое на свете! Говорят, вам родители, как они счастливы, что вы у них есть, как они вас любят?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как родители проявляют свою заботу и любовь?
Дети: Ласково называют, покупают игрушки и сладости, вместе играют, отдыхают, гуляют, обнимают, целуют, ласкают, читают книги, устраивают праздники, родители заботятся - кормят, моют, одевают.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Ласковое имя» и узнаем, как родители вас ласково называют?
(Играют стоя, передавая сердечко по кругу, когда сердечко окажется у вас в руках, вы должны рассказать, как вас ласково называют родители)
Воспитатель: Должны ли родные выполнять все ваши желания? Покупать всё, что вам хочется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как надо себя вести, если родители не могут выполнить вашу просьбу?
Дети: Не капризничать, вести себя хорошо. Может быть нет денег - поиграть игрушками, которые есть дома, потерпеть, купят в другой раз. Если у родных нет времени поиграть, почитать- самим заняться чем-нибудь. Может быть они устали.
Воспитатель: Дети не всегда понимают, что ведут себя плохо, что огорчают родителей. Послушайте стихотворение Григория Остера, которое приготовил для вас Вова и ответьте потом на мои вопросы.
Если задразнили вы младшую сестру,
Нагрубили дедушке, брату дали в глаз,
Папу не послушались, и вокруг стола
Бегали от бабушки, высунув язык.
Постарайтесь выяснить, почему на вас
Мама обижается. Разве чем-нибудь
Вы её обидели? Ведь за целый день
Ничего не сделали вы плохого ей!
За что же обижалась мама?
Дети: Дразнился, грубил, бегал и показывал язык, не слушался.
Воспитатель: Я знаю, что вы, в отличие от этого ребёнка, умеете себя вести. Сейчас мы поиграем. Я буду говорить, чем можно порадовать родителей. Если вы со мной согласны, повторяйте «И мы тоже», если не согласны - молчите.
- Я соблюдаю чистоту
- Убираю игрушки
- Слушаюсь взрослых
- Кривляюсь и обзываюсь
- Помогаю маме мыть посуду
- Я всегда добрая и ласковая
- Я опрятная и аккуратная
- Капризничаю и обзываюсь
- Помогаю бабушке печь пирожки
- Пинаюсь и кусаюсь
- Весело живу и никого не обижаю.
Воспитатель: Ребята, помните в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» девочка Женя разбила любимую мамину вазу и боялась, что её накажут? А вас наказывают родители? Как?
Дети: Ругают, шлёпают, ставят в угол, говорят обидные слова…
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы родители успокоились и простили вас?
Дети: Попросить прощения, пообещать исправиться, никогда так не делать, сказать, что вам страшно, когда на вас кричат.
Воспитатель:
Если мальчик хулиганит, или девочка шалит,
Ловят их и бьют по попе, чтобы знали наперёд
Это самый лучший метод воспитанья детворы.
Можно всех по попам шлёпать кроме ос, шмелей и пчёл!
Ребята, вы согласны, что бить по попе - это лучший метод воспитания детей?
(Ответы детей)
Воспитатель: В «Конвенции о правах ребёнка» записано, что каждый из вас имеет право на жизнь без насилия.
(Показать символ).
Когда мы говорим о насилии по отношению к детям, мы имеем в виду случаи, когда детей оскорбляют, бьют, похищают, заставляют выполнять тяжёлую работу.
(Показать символы)
Родители ругаются, шлёпают вас, потому что устали, мало терпеливы, когда были детьми - к ним так же относились родные. Но ни одному человеку в мире нельзя бить, унижать, высмеивать, обижать ребёнка. Это право детей, которое записано в «Конвенции». Вот как выглядит насилие.
(рассмотреть иллюстрацию)
Вы тоже не имеете права обижать друг друга, а мальчики должны помнить, что они сильнее, что должны быть защитниками!
(рассмотреть иллюстрацию)
Игра «Я никогда не буду» - объяснить, что видите на картинке, рассказать - нравится ли такое поведение.
Заключительная часть
Воспитатель: И ещё вам нужно помнить, что кроме прав у вас есть обязанности - правила, которые вы должны выполнять, чтобы жизнь была безопасной и счастливой.
Вспомним эти правила:
- правила дорожного движения, обращения с огнём, обращения с животными,
- правила поведения в саду (правила дружбы, правила вежливости),
- правила общения со взрослыми и детьми,
- правила гигиены,
Воспитатель: Я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы, поэтому хочу вас порадовать, предлагаю посмотреть серию «Право на любовь и понимание» - Смешарики.
Управление по образованию
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО»
(разделы «Познание социума», «Самопознание»)
С ВОСПИТАННИКАМИ 5 - 6 ЛЕТ
Материалы подготовлены заместителем заведующего по ОД Рубитель Е.П. с использованием учебной программы дошкольного образования 2022г. и ресурсов сети интернет
Образовательная область: «Ребёнок и общество».
Возрастная направленность: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Путешествие в страну Детства»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений различных жизненных и игровых ситуациях.
Программные задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство детей с «Конвенцией о правах ребёнка»;
- в игровой форме вспомнить содержание уже изученных статей;
- способствовать развитию представления у детей о важности права;
развивающие:
- развивать социальные и познавательные мотивы;
- развивать любознательность у детей;
воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к близким, уважение к людям;
- закрепить в игре нормы культуры поведения.
Материал и оборудование: зонтик, конверт с письмом, фонограмма звука ветра, документ «Свидетельство о рождении», макет «дерево», «яблоки» с иллюстрациями прав, презентация, ТСО.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций о правах ребенка.
Методы и приемы:
наглядный: рассматривание картинок, предметов, иллюстраций
практический: показ, упражнения, выполнение определённых обследовательских действий.
игровой: использование дидактических игр, выполнение игровых действий.
Вводная часть:
Воспитатель: Я вам предлагаю отправится в путешествие по волшебной стране Детства. Желаете?
Дети:Да!!!
Воспитатель: На чем мы туда отправимся? (предложения детей).
Воспитатель: Но ведь это волшебная страна! Давайте отправимся в страну Детства на волшебном зонтике! Вставайте все под зонтик!
(звучит фонограмма со звуками ветра, имитируем полет на зонтике).
Воспитатель: Вот мы и прилетели в волшебную страну «Детства». Смотрите, здесь растет какое-то дерево? На улице зима, а нем зеленые листочки (удивленно). Попали мы с вами в виртуальную страну. Знаете, что значит «виртуальная». Это значит с помощью компьютера. Смотрите, вот она.Дети рассматривают картинку, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель:Посмотрите, какое-то письмо (показать детям письмо).
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Воспитатель: От кого же это письмо? Адресовано детям старшей группы, обратный адрес «Сказочная страна Детства». Может следующая картинка покажет нам автора письма.
Воспитатель: Это кто? Какая она – грустная или веселая? Наверно что-то случилось!? Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его:
«Здравствуйте, дети! Пишет Вам Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Злой волк сорвал с волшебной яблони, которая зеленеет круглый год, и показывает права детей все яблоки. И теперь права детей может нарушить кто угодно! Ребята, помогите нам отыскать заветные яблоки, чтобы права детей никогда не нарушались. Мы будем вам очень благодарны! Ваша Красная Шапочка».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке отыскать заветные яблоки с правами всех детей?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Как же мы их отыщем? Давайте рассмотрим следующую картинку, и наверно волк будет возвращать нам яблоки за правильные ответы.
Воспитатель: Кто здесь изображен? Под каждой картинкой с ребенком написаны имена (зачитать). Как вы думаете, какое право детей здесь нарушено? Правильно – каждый ребенок имеет право на свою индивидуальность, на свое имя. Давайте назовем этого мальчика. (дети дают имя). А вас как зовут?
Игра «Назови своё имя»
Воспитатель: У всех есть имя. Его дают человеку при рождении, с ним он проживает всю жизнь. У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдан такой документ. А вот и первое яблоко, закрепим его на наше волшебное дерево.
Воспитатель: Посмотрим следующую картинку.Что видите?
Дети: Семья из сказки «Гуси-лебеди».
Воспитатель:О каком праве говорит эта иллюстрация? Правильно - каждый ребенок имеет право на семью, заботливое отношение.Послушайте стихотворение:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.)
Воспитатель:Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно. Все семьи разные. Чем же отличается одна семья от другой? (рассуждения детей). Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. (Семья может объединять разное количество людей). А чем похожи семьи?
Дети: В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
Воспитатель:Молодцы дети. А вот еще одно яблоко. Смотрим следующую картинку.Что это за сказочный персонаж? (Ответ детей)
Воспитатель:
Добрый доктор Айболит!
Добрый доктор Айболит.
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок…
Ну а если вдруг у Оли, или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Воспитатель: Вы заболеете, кто вам поможет?
Дети: Врач.
Воспитатель: В каком мультфильме, сказке, рассказе встречается врач? (дети вспоминают сказки; при затруднении показать иллюстрации известных сказок).
Воспитатель:Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно?
Дети: Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
Весёлая минутка:
Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)
Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Потому-что все мы – дети! (раскачивают дружно руки вперед-назад)
Воспитатель:Вот еще яблочко. Дети имеют право на медицинский уход. Смотрим следующую картинку. Кто это?
Дети: Незнайка.
Воспитатель:Почему его так назвали? Что надо делать, чтобы все знать? Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы) В садике мы чему учимся? А теперь послушайте загадку:
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка
Можешь и нарисовать
Называюсь я ...(тетрадь)
Воспитатель:Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности.
Игра «Назови школьные предметы»
Воспитатель:Значит вы имеем право на образование. А зачем вам нужно образование?
Дети:Чтобы получить профессию.
Воспитатель: Вот еще яблоко. Смотрим следующую картинку.
Воспитатель: Из каких сказок герои изображены? (идет обсуждение по сравнению одежды, имен и т.д.).
Воспитатель:Вы знаете, что в нашей стране, на планете Земля живут дети разных национальностей. Какие национальности знаете? А мы с вами на каком языке разговариваем? Поэтому есть такое право говорить на своем родном языке, соблюдать свои традиции и обычаи. Давайте послушаем стихотворение:
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Воспитатель: Смотрите, еще яблоко. Смотрим следующую картинку.Что вы видите? Дети играют. О каком праве говорит эта иллюстрация? Правильно – дети имеют право на отдых. Назовите вашу любимую игру. И мы с вами сейчас тоже поиграем. Подвижная игра «кто сказал мяу?»
Воспитатель:Вот еще право: каждый ребенок имеет право на отдых.
Красная Шапочка говорит нам спасибо. Посмотрите, она улыбается! И угощает в благодарность конфетами. Мы помогли вернуть права детей в волшебной стране Детства.
Заключительная часть:
Воспитатель:Посмотрите какие вы все разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать права других людей. А теперь нам нужно возвращаться в свой родной детский сад. Полетели.
Воспитатель: О каких правах вы сегодня узнали? Когда вы вырастите и будете взрослыми помните, что все люди и маленькие, и большие – имеют права. Дети, вам понравилось наше путешествие?
Управление по образованию
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО»
(разделы «Познание социума», «Самопознание»)
С ВОСПИТАННИКАМИ 5 - 6 ЛЕТ
Материалы подготовлены заместителем заведующего по ОД Рубитель Е.П. с использованием учебной программы дошкольного образования 2022г. и ресурсов сети интернет
Образовательная область: «Ребёнок и общество».
Возрастная направленность: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Правовое путешествие по сказкам»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений различных жизненных и игровых ситуациях.
Программные задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство детей с «Конвенцией о правах ребёнка»;
- в игровой форме вспомнить содержание уже изученных статей;
- формировать понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;
-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
развивающие:
- развивать социальные и познавательные мотивы;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
воспитательные:
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим;
Материал и оборудование: жетончики «Право на имя», «Право на отдых», «Право на образование», «Право на заботу (на безопасные условия жизни)»;дидактическая игра «Танграм»; ковер, дерево, домик, щетка, тазик с тряпочкой, книга «Азбука», блюдечко с яблочком.
Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, заучивание стихов, беседы на этические темы.
Методы и приемы:
наглядный: рассматривание картинок, предметов, иллюстраций
практический: показ, упражнения, выполнение определённых обследовательских действий.
игровой: использование дидактических игр, выполнение игровых действий.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. Встанем на ковер – самолет и отправимся в сказочную страну (звучит музыка).
Ход занятия:
Сценка: из-за ширмы выходит ребенок, одетый в костюм Гадкого утенка.
Воспитатель: Куда же мы попали?
Дети: На птичий двор.
Воспитатель: Что же здесь делает этот утенок, он один, никого нет. Ребята, как называется эта сказка?
Дети: «Гадкий утенок», Х.К.Андерсен.
Гадкий утенок:
Словно осенние темные стаи
Кружат и кружат ненастные дни.
Я здесь один на всем белом свете.
Друг мой, найдись и на помощь приди!
Обижают, клюют меня прямо с пеленок,
И зовут так обидно «Гадкий утенок».
Воспитатель: Очень печально. Ребята, давайте придумаем утенку имя.
Дети: Желтыш, Пушок, Красавчик, Быстрокрыл, Шустрик.
Воспитатель: Утенок, какое имя тебе понравилось?
Гадкий утенок: Шустрик – это имя мне понравилось.
Воспитатель: Шустрик, пойдем с нами играть в хороводную игру «Тишина».
Тише, тише, тишина
Не колышется вода,
Не шумят камыши
Засыпают … (Аня, Миши, Жени, Шустрик)
(названные дети садятся на корточки, имитируя засыпание, а затем, когда музыка закончится, каждый по очереди встает и называет свое имя).
Воспитатель: Каждый человек, ребенок имеет право на имя (жетон «Имя»)
Воспитатель: Чтобы нам попасть в другую сказку, дорогу нам покажет наливное яблочко и волшебное блюдечко:
«Катись наливное яблочко по волшебному блюдечку,
и приведи нас в сказку». (яблочко остановилось)
Сценка: Мальвина тянет Буратино за руку.
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? Кто автор?
Дети: «Приключения Буратино», А.Н. Толстой.
Мальвина: Буратино, пойдем со мной учиться.
Буратино: Не пойду, не хочу, у меня нет «Азбуки».
Воспитатель: Буратино, а мы с ребятами каждый день занимаемся и узнаем много нового. Идите к нам, и мы поиграем.
Игра «Найдем закономерность и подберем пару к слову».
Воспитатель: Кому даю цветок – тот отвечает.
Огурец – овощ, ромашка - …
Осень – дождь, зима - …
Птица – перья, рыба - …
Учитель – школа, врач - …
Стол – скатерть, пол - …
Утро – завтрак, вечер - …
Человек – руки, кошка - …
Рыба – вода, птица - …
Красный – стоять, зеленый - …
Малина – ягода, береза - …
Куртка – осень, шуба - …
Корзина – гриб, аквариум - …
Буратино: Спасибо, ребята, обязательно пойду учиться. Это очень интересно.
Воспитатель: Мы тебе подарим «Азбуку». Дети каждый человек имеет
право на образование (жетон «Обучение»).
Воспитатель: Покатилось наливное яблочко по волшебному блюдечку и привело нас…
Сценка: Золушка протирает стульчик, метет пол.
Воспитатель: Вы, дети, узнали, в какую сказку мы с вами попали? Кто автор?
Дети: «Золушка», Ш. Перро.
Воспитатель: Золушка все трудится и ей некогда отдохнуть. Ребята, спросим Золушку, о чем она мечтает.
Воспитатель: Золушка, о чем ты мечтаешь?
Золушка: Мне очень хочется попасть на бал, я люблю танцевать, но не могу, работы много.
Воспитатель: Золушка, отдохни, потанцуй с нами.
Золушка: Спасибо, ребята! Я отдохнула и повеселилась.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на отдых. (жетон «Отдых»)
Воспитатель: Катись наливное яблочко по волшебному блюдечку,
и приведи нас в сказку. Мы с вами оказались на полянке. Ребята, вы слышите, кто-то плачет?
Сценка: сидит Зайчик и плачет.
Воспитатель: Зайчик, что ты плачешь? Кто тебя обидел?
Зайчик: Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, она попросилась ко мне, да меня и выгнала. Остался я без дома.
Воспитатель: Ребята, как называется эта сказка? Кто её написал?
Дети: «Заюшкина избушка», русская народная сказка.
Воспитатель: Дети, поможем Зайчику? Построим ему домик?
Игра «Танграм».
Воспитатель: Посмотри, Зайчик, сколько много красивых домиков мы построили.
Зайчик: Спасибо, ребята! Я позову своих друзей. Пусть живут в домах. У нас будет целая улица.
Воспитатель: Ребята, каждый ребенок имеет право на жильё (жетон «Дом»)
Воспитатель: Катись наливное яблочко по волшебному блюдечку,
и приведи нас в сказку.
Сценка: Красная Шапочка стучится в домик.
Волк (в образе бабушки):Дерни за веревочку, дитя моё, дверь и откроется.
Красная Шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
Волк: Это, чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.
Красная Шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?
Волк: Это, чтобы лучше видеть тебя, дитя моё.
Воспитатель: Как называется эта сказка? Кто автор?
Дети: «Красная Шапочка», Ш. Перро.
Воспитатель: Ребята, ведь Красной Шапочке грозит опасность. Давайте испугаем Волка, затопаем, захлопаем. (Волк убегает)
Красная Шапочка: Спасибо, ребята, что вы спасли меня. Вы дружные, а только дружба побеждает зло.
Воспитатель: Ребята, каждый ребенок имеет право на заботу, на безопасные условия жизни (жетон «Забота»).
Красная Шапочка:
Я утром встаю, чтобы радостно жить:
Маме помочь, цветочки полить,
Папу понять и братишку обнять,
В садике дружно всегда поиграть.
Добрые чувства жадно ловлю.
Я этот мир бесконечно люблю.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вы познакомились сегодня с некоторыми правами.
Вспоминаем права, смотрим на жетоны и называем их:
«Право на имя»
«Право на обучение»
«Право на отдых»
«Право на дом (жилище)»
«Право на заботу (безопасные условия жизни)»
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из сказочной страны в нашу группу. Садимся на ковер-самолёт, полетели. До свидания! (звучит музыка)
Управление по образованию
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО»
(разделы «Познание социума», «Самопознание»)
Материалы подготовлены заместителем заведующего по ОД Рубитель Е.П. с использованием учебной программы дошкольного образования 2022г. и ресурсов сети интернет
Образовательная область: «Ребёнок и общество».
Возрастная направленность: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Право на жильё и неприкосновенность жилища»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений различных жизненных и игровых ситуациях.
Программные задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство детей с «Конвенцией о правах ребёнка» (право на жильё и неприкосновенность жилища);
- в игровой форме вспомнить содержание уже изученных статей;
- формировать понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;
развивающие:
- развивать социальные и познавательные мотивы;
воспитательные:
- воспитывать контактность и доброжелательность в отношениях со сверстниками.
Материал и оборудование: избушка, костюмы: зайчика, лисы, петушка, собаки, картинки с изображением жилых и нежилых зданий, макеты деревянной избы, сказочного замка, многоэтажного дома, карточки для игры, листы бумаги, цветные карандаши, аудиозапись (песни о доме).
Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок«Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса, заяц и петух».
Методы и приемы:
наглядный: рассматривание картинок, предметов, иллюстраций
практический: показ, упражнения, выполнение определённых обследовательских действий.
игровой: использование дидактических игр, выполнение игровых действий.
Вводная часть:
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня рассуждать на нашем занятии? Побуждение ребят к процессу деятельности через чтение стихотворения:
Лишь появиться ребенок,
И дышать начнет едва,
У него уже с пеленок,
Появляются права.
Дети: о правовом воспитании.
Мы уже знакомились с некоторыми правами человека. И сегодня мы продолжим знакомиться с ними.А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
В чаще леса, среди елок,
Куча целая иголок!
Оказалось, это дом,
И жильцов немало в нем…
(муравейник)
Мы сегодня с братом вместе,
Сделали для птичек дом,
Будет он стоять на палке,
Как мы домик назовем…
(Скворечник)
Дом готовит малышам,
Медвежатам под сосной,
Чтоб тепло было зимой…
(берлога)
Воспитатель: О чем эти загадки?
Дети: О жилище.
Воспитатель: Правильно, они про жилища зверей, птиц и насекомых. У каждого животного должно быть свое жилище, так же, как и у человека.
Дидактическая игра «У кого какой домик?». Вспомните, кто, где живет, и постарайтесь правильно соединить карточки левой колонки с карточками правой колонки.
Воспитатель: Не только животные имеют своё жилище. Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка. Кто знает, что такое Конвенция?
Дети: Документ о правах детей.
Воспитатель: Конвенция - это международный правовой документ, определяющий права детей. Мы уже с вами знакомы с некоторыми правами ребёнка. Назовите их.
Дети: Право на жизнь, право на бесплатное образование.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним правом на жильё и неприкосновенность жилища. Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Какие дома были у лисы и зайчика?
Дети: Ледяная и лубяная.
Драматизация отрывка из сказки. (Момент, когда лиса выгнала зайчика из лубяной избушки).
Воспитатель: Ребята, какое право нарушила лиса?
Дети: Право на жилье.
Воспитатель: В каких еще сказках было нарушено право сказочных героев на жилье?
Дети: «Теремок», «Три поросенка» «Зимовье зверей».
Воспитатель: У человека ещё с древних времён всегда было жилище. Что же такое жилище?
Дети: Это убежище от непогоды, место, необходимое для жизни человека – для приготовления и приёма пищи, отдыха и сна.
Воспитатель: Сейчас под словом «жилище» мы понимаем «дом» или «квартира». В самые древние времена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилища из камней и деревьев. Давайте рассмотрим с вами макеты жилищ человека.
Деревянная изба.
Воспитатель: Из чего сделан этот дом? Значит, он какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Где сегодня можно встретить такой дом?
Дети: В деревне, на даче.
Сказочный замок.
Воспитатель: Что это? Кто жил в таких замках раньше? Где сегодня можно встретить такие замки? (Ответы детей)
Воспитатель: Такие замки есть во многих странах мира: в Англии, во Франции, в Германии Люди сохранили красоту этих строений, и сегодня в таких замках открыты музеи.
Многоэтажный дом.
Воспитатель: Где можно встретить такой дом? Кто живет в таких домах? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня говорим о праве человека на жильё, а во всех ли зданиях живут люди?
Игра «Кому, какой дом?» В помещении группы заранее спрятаны картинки с изображением зданий. Детям предлагается найти эти картинки. Когда, картинки найдены, все вместе их рассматривают, называют здания, рассказывают об их назначении: банк, милиция, больница, детский сад, кирпичный дом, деревянная изба, и т. д.
Воспитатель: Для чего предназначены эти здания, чем отличаются друг от друга, во всех ли зданиях живут люди? Воспитатель предлагает детям по команде поднять вверх картинки с изображением жилых зданий, нежилых. Объясняет детям, какая между ними разница.
Воспитатель: Скажите, кто-нибудь из вас остается дома один? Если вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь? Вспомните сказку, в которой волк ласковым голосом обманул козлят. Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.
Воспитатель: Каждый человек мечтает о своем большом и красивом доме, полном уюта, тепла и заботы. Ведь правда, что дом - это свое гнездышко, очень дорогое для человека. Во все времена дом очень много значил для человека. Он был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. За своим домом нужно следить как за ребенком, защищать и любить его.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать дом своей мечты.(Ребята выполняют задание под аудиозапись песни о доме).
Заключительная часть
Воспитатель: Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему теплым, светлым, счастливым, что для этого нужно делать?
Дети: Относиться друг к другу с любовью, нежностью, уважать друг друга.
Воспитатель: А наш детский сад - это ваш второй дом. Давайте будем все делать для того, чтобы жить здесь дружно и счастливо. Что понравилось вам на занятии? С каким новым правом вы познакомились?