Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Специальное образование

На государственном уровне специальная помощь в Республике Беларусь оказывается в рамках Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.
Система  учреждений образования для детей с ОПФР в Республике Беларусь существует и развивается в соответствии с Законами «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», Концепцией реформирования специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и рядом других законодательных актов и документов.
Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», глава 1, 1.1).


Принципы построения системы специального образования следующие:

•государственный характер;

• общедоступность образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• опора на наследие национальной культуры;

• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

• коррекционно-компенсаторная направленность образовательного процесса;

• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;

• преемственность в работе всех звеньев системы образования и другие.


Нормативные правовые документы


В учреждении дошкольного образования « Детский сад № 5 «Солнышко» г.Заславля» функционируют:

Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи 

Воспитатели:

Кундас Татьяна Васильевна, первая квалификационная категория, стаж работы более 24 лет

Чулкова Людмила Чеславовна, первая квалификационная категория, стаж работы более 25 лет

Учитель-дефектолог:

Полякова Дарья Анатольевна,  стаж работы 3 года

Группа находится на втором этаже. Консультирование родителей осуществляется по предварительной записи у учителя-дефектолога.

 

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.  

Учитель-дефектолог:

Абрамович Жанна Эмировна, без квалификационной категории, молодой специалист , стаж работы до года.

Кабинет ПКПП находится на первом этаже. Консультирование родителей осуществляется по предварительной записи у учителя-дефектолога.

 

телефон: +375-17-517-73-95

 Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

    В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

    Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

  Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).


Логопедический словарь для родителей


Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

   Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

  Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Минского района а/г. Ратомка, ул.Заславская 8а, телефон: (017) 502-23-68.

Для прохождения  ПМПК необходимы следующие документы:

  • медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
  • справка от психоневролога (состоит на учёте или нет) из психоневрологического детского диспансера (адрес ул. П.Бровки, д. 7.);
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

  С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу учреждения образования для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

   Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

     Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

   Коррекционную помощь воспитанникам дошкольного возраста оказывает учитель-дефектолог Абрамович Жанна Эмировна.

   Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20-25 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.
 

Продолжительность подгупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.
 

Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;
средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.

Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу учреждения дошкольного образования.

Группа интегрированного обучения и воспитания

В  2023/2024 учебного года на основании решения Минского районного исполнительного комитета в государственном учреждении образования «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Заславля»  функционируют группы интегрированного обучения и воспитания :

- группа №1 для воспитанников старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет;

- группа № 11 для воспитанников старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет;

С 03.01.2024 года группа № 8 для воспитанников от 3 до 4 лет.

 

Коррекционно-педагогическую помощь оказывает  учитель-дефектолог Фабишевская Оксана Владимировна – высшее образование, высшая квалификационная категория.


Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах

Организация музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в разновозрастных группах

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР

 

 

Разделы сайта