Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Картотека дидактических игр по гражданско-патриотическому воспитанию

№1. Дидактическая игра «Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада; формировать представления о том, какие обязанности они выполняют, где находятся группа, прачечная, и т.д.; закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, план детского сада, 1, 2, 3 этажа, групп.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о помещениях детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

 

№2. Дидактическая игра «Как найти дорогу в детский сад?»

Цель: закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу; закреплять умение определять направление движения; развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности, макет местности улицы Минской.

Ход игры: Дети ориентируются по плану и на макете.

 

№3. Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»

Цель: закрепить знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы.

Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

 

№4. Дидактическая игра «Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи; показать значение семьи в жизни человека; формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Ход игры: Дети рассказывают о своей семье.

 

№5. Дидактическая игра «Мой адрес…»

Цель: формировать умение детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж.

Материал: мяч.

Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. .

№6. Дидактическая игра «История родного города»

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры: Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

 

№7. Дидактическая игра «Заколдованный город»

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша республика?
  • Как называется город, в котором мы живём?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Предлагает детям «расколдовать город».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

№8. Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить детей с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 

№9. Дидактическая игра «Загадки о городе»

Цель: знакомить детей с родным городом.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

 

№10. Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города.

Материал: изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Ход игры: Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

 

№11. Дидактическая игра «Города Минской области»

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области.

Материал: карта Минской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующим названиями.

 

12. Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, упражнять в умение ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.  

                              

№13. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города.

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

№14. Дидактическая игра «Район, в котором мы живём»

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

 

№15. Дидактическая игра «Кто знает, тот угадает!»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать память, речь; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

 

№16. Дидактическая игра «В нашем городе гости»

Цель: закрепить знания о родном городе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать об особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба и т.д.

 

№17. Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей республики.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

4.Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

№18. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным творчеством.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 

№19. Дидактическая игра «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов.

Ход игры: Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

 

№20. Дидактическая игра «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карты, разрезные карточки.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты. Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре. Каждый участник игры берет по одной карточке из стопки и определяет, на какую большую карту ее положить. Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

 

№21. Дидактическая игра «Птицы нашего города»

Цель: знакомить детей с птицами родного города.

Материал: карточки с изображениями птиц.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 

№22. Дидактическая игра «Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края; прививать любовь к родному краю, к Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

 

№23. Дидактическая игра «Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

 

№24. Дидактическая игра «Одень куклу»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре.

Материал: кукла, национальная одежда.

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.

 

№25. Дидактическая игра «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов.

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

 

№26. Дидактическая игра «Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к национальным традициям, упражнять в умении узнавать и отличать различные промыслы.

Дети собирают картинки из фрагментов.

 

№27. Дидактическая игра «У кого какой домик »

Цель: закрепить, знания детей о животном мире родного края.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: дети подбирают картинки. Медведю – берлога, белке – дупло.

 

№28. Дидактическая игра «Страны и народы»

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

 

№29. Дидактическая игра «Богатства недр земли»

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни); расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камней, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 

№30. Дидактическая игра «Узнай флаг»

Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать внимание, память; воспитывать чувство патриотизма.

Ход игры: Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даёт детям задание найти флаг Республики Беларусь. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.

 

№32. Дидактическая игра «Узнай герб нашей страны»

Цель: закрепить знания детей о государственном гербе; упражнять в умении узнавать герб среди гербов других стран; развивать внимание, память; воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг Республики Беларусь и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг Республики Беларусь.

Разделы сайта